- ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
ТРЁХСЛО́ЖНЫЕ РАЗМЕ́РЫ, в силлабо-тоническом стихосложении дактиль, амфибрахий и анапест, ритм которых в русском стихе строится на чередовании обязательно-ударных сильных мест и преимущественно-безударных слабых мест ; схема: () По сравнению с двусложными размерами в Т. р. чаще встречаются сверхсхемные ударения (преимущественно на первом слоге анапеста) и реже пропуски схемных ударений, трибрахии (преимущественно на первом слоге дактиля). Три Т. р. настолько ритмически однородны, что могут свободно сочетаться в одном стихотворении («Русалка» М. Ю. Лермонтова) тогда обычно говорят о «трехсложном размере с переменной анакрусой». В русской (как и вообще в европейской) поэзии Т. р. употребляются реже, чем двусложные: в XVIII в. они экспериментальны, в начале XIX в. их вводит в употребление В. А. Жуковский, и только с середины XIX в. (Н. А. Некрасов и др.) они ощущаются как равноправные с ямбом и хореем; наиболее употребителен среди них вначале дактиль, потом амфибрахий и к XX в. анапест. Т. р. близко соответствуют естественному соотношению ударных и безударных слогов в русском языке и поэтому воспринимаются русским ритмическим слухом как естественные и даже однообразно-протяжные; в английском и немецком языках Т. р., наоборот, ощущаются как «убыстренные» и «легкие».
Литература:
при ст. Силлабо-тоническое стихосложение.М. Л. Гаспаров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.